Новости проекта

Эксперты Института отраслевого питания: бесплатное горячее питание для младших школьников станет эффективным целевым воздействием в борьбе с бедностью

По итогам 2018 года почти 23% российских детей до 18 лет жили в семьях с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума, следует из результатов исследования Росстата «Социально-экономические индикаторы бедности» (в абсолютном выражении служба значение показателя не приводит; общая численность населения два года назад в возрастной группе до 19 лет составила 32,6 млн человек). Как сообщает РБК, это самые актуальные официальные данные об уровне детской бедности в России: подобная статистика публикуется с задержкой в два года. То есть доля детей, живущих в бедности, по итогам 2019 года станет известна только летом 2021 года, а влияние пандемического кризиса на динамику детской бедности можно будет оценить только в 2022-м.
Исходя из информации Росстата, уровень бедности среди детей почти в два раза превышает общероссийский показатель: всего по итогам 2018 года за чертой бедности (включая детей) проживало 18,4 млн человек, или 12,6% населения. Самый высокий уровень бедности среди детей, 49,4%, приходится на категорию многодетных семей. Значительной, на уровне 40,6%, также оказалась доля детей, проживающих в малоимущих сельских семьях.
По словам президента Института отраслевого питания Владимира Чернигова, согласно общепринятой практики, чем ниже доход семьи, тем большая доля этого дохода тратится именно на продукты. Принятие закона о введении бесплатного горячего питания для всех младших школьников в стране является не только мерой социальной поддержки, но и прямой адресной компонентой повышения уровня дохода конкретного ребенка на сумму, потраченную на его питание в школе. В отличие от социальных выплат, которые производились семьям с детьми в период карантина, горячее бесплатное питание – это целевое воздействие на уровень жизни ребенка. «Именно поэтому мы всегда выступали категорически против монетизации школьного питания или школьных пайков. Вкусные, питательные, сбалансированные школьные завтраки и обеды должны стать эффективной мерой по снижению уровня бедности семей с детьми. Хотелось бы сравнить эти показатели до введения бесплатного горячего питания и через несколько месяцев, может быть полгода после старта проекта «президентского завтрака». В совокупности с пресловутым индексом поедаемости – проще говоря, сколько еды дети оставляют в своих тарелках после завтрака или обеда – это важнейшие задачи нового этапа развития школьного питания в России», – говорит Владимир Чернигов.
Для справки. Напомним, что закон о школьном питании был принят Госдумой 18 февраля, одобрен Советом Федерации 28 февраля и подписан Президентом 1 марта 2020 года, вступил в силу 1 мая 2020 года. Ранее президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что все школьники начальных классов в России будут обеспечены бесплатным горячим питанием. Закон позволяет обеспечить бесплатным питанием детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года с учетом переходного периода до 1 сентября 2023 года. Почти 100 млрд рублей будет направлено в 57 регионов России на организацию бесплатного горячего питания для учащихся начальных классов до 2023 года, говорится в соответствующем проекте распоряжения правительства РФ. В 2020 году российские субъекты получат субсидии в размере 16,2 млрд рублей, 2021 году — 40,4 млрд рублей, в 2022 году — 42,8 млрд рублей.